Что такое проект и в чём его особенность?

Вы пришли на данную страницу, так как, вероятно вам интересна тема управления проектами. И вас заинтересовало что такое проект, в чём особенность различных проектов.

Наверняка при разговоре среди людей вы слышали такое слово, как Проект. И вы тут же представили дядьку в каске на голове с кучей чертежей  в руках и обязательно с очками. На носу. Хотя, сомневаюсь, что там, где может пригодиться каска, пусть даже и белая, очки помогут.

На самом деле, понятие слова Проект гораздо шире. Но тут есть определённые особенности.

В этой статье вы узнаете

Что такое проект

и чем проект отличается от текущей операционной деятельности

Какие признаки характерны для проекта

а также какую роль играют тут ресурсы

Классификация проектов

а также, с какой целью создаются проекты

Определение. Что такое Проект?

Проект - это (по версии PMBoK) временное мероприятие для создания или получения уникального продукта.

Теперь разберём по полочкам это страшное заклинание

Проект — это дело временное

Поскольку, как-только ты делаешь одно и тоже вот уже много лет, это уже не проект. Это — текущая деятельность. Например, вынашивание и рождение новой идеи — это проект. А строгание деталей на конвейере — это текущая деятельность.

Для проекта характерно наличие уникального продукта

Это может быть новый товар для продажи клиенту, новое направление услуг, которое клиент заказал, новая информация, новая стратегическая возможность для своей компании или заказчика

Немного о сайте «Своей Головой.ру»

"Своей Головой" называть проектом уже язык не поворачивается, ибо его автор держит бульдожьей хваткой его идею с 2013 года. То есть это не временно. Однако, написание каждой статьи на сайте — это проект.

Какие признаки характерны для проекта?

Ограниченность в ресурсах

подробнее

Наличие ожидаемого результата

подробнее

Магический треугольник проекта

подробнее

Ограниченность в ресурсах

Здесь рассмотрим именно такой характерный для любого проекта признак

Дефицит денег

На любой проект даётся определённое количество денег. Как правило, бюджет выделяется минимальный. Часто размер бюджета определяется не специалистами, а бухгалтером Галиной Ивановной, а основной критерий здесь: "Или сдохнет, или вывернется".

Дефицит времени

Вот, представьте, Вам дали проект, более того, назначили Вас руководителем проекта или, не дай Бог, его куратором. Вы задаёте вопрос: "Когда?" Вам отвечают: "Внезапно!" Любому, кто так или иначе занимается фрилансом или управляет выполнением каки-либо заказов, это знакомо. Как с этим справляться? Для этого есть такие процессы управления, как тайм-менеджмент и таск-менеджмент.

Дефицит кадров

У любой бурно растущей, самой успешной и быстро развивающейся команды всегда есть кадровый голод. Нужны люди, специалисты, готовые справиться с долгой муторной работой или в решающий момент взорваться и к утру дать шедевр, часто надёжные настолько, что им можно на выходные доверить собственных детей или даже вместе с ними идти воровать яблоки в соседском саду. Эти универсальные бойцы должны быть послушными, как девочки-отличницы, сильными, как культуристы, стойкими как офицеры разведки и при этом просить минимальную зарплату (в идеале - на дорогу до работы и обратно).

Потребность в мотивации и стимуляции ответственных сотрудников

Предположим, Вы запустили Ваш проект. Ура, Ваша лодка отплыла от берега! А как Вы будете ускорять и улучшать работу? Чем Вы будете благодарить Вашу команду? А, если будут нежелательные действия? Как Вы будете наказывать виновных? Продумайте и этот вопрос.

Дефицит информации

Вот здесь надо поподробнее. Для любого проекта характерны два интересных качества

Уникальность продукта

Что такое уникальность продукта? Вот, представьте, к Вам приходит заказчик и говорит: "Я хочу гиперболоид, который весит, как спичечный коробок, а решает вопросы, с которыми справляются сервера величиной с дом. Чтобы он работал от солнышка, а себестоимость его должна быть копеечная. А продавать я его буду за 100 - 500 млн. за штуку" Уникально!

Неопределённость

Вы отвечаете: "В принципе, почти всё понятно, только для того, чтоб быть до конца Вам полезным, позвольте задать Вам пару вопросов. Итак, кто банкет оплачивает?" Вы получаете ответ:"Ну, я пока не знаю, я вот в интернете слышал, что такие бывают. Я тут его додумал и решил презвойти всех по уму и сообразительности. Но инвестора я пока не нашёл." Ещё вопрос: "Хорошо, я так понимаю, Вы заказчик. А кто Вам будет поставлять детальки на Ваш гиперболоид?" И слышите: "Ну, я пока не знаю, надо посмотреть..." Знакомо? Я намеренно сгущаю краски, чтоб было понимание, почему все, казалось бы, самые талантливые проекты пропадают в курилках. Есть неопределённость - значит, это проект.

Ваш проект — это будущий костёр, который Вы разжигаете в лесу во время ливня. Что Вы положите в такой костёр? Вонючий пластик или ароматные берёзовые поленья? Кто будет возле него греться? Простые прохожие, которые будут Вас осуждать, или те, кто потом скажут Вам спасибо и отблагодарят Вас своей хорошей компанией? Кто будет помогать Вам таскать к нему дрова? Вы сами или вместе с друзьями?

Наличие ожидаемых результатов проекта

Пожалуй, второй характерный признак любого проекта по версии PMBoK

Начало проекта

Начало проекта смело можно назвать результатом проекта Детально представьте себе этот процесс. Где это происходит, что вокруг, достаточно ли ресурсов для старта и так далее.

Конец проекта

Что должно быть на момент финиша проекта? Как это приозошло? Что для этого сделано? Важны детали.

Деятельность

Это - также результат проекта. Деятельность бывает текущая, рутинная, а бывает уникальная. Половина моих знакомых вебмастеров и блогеров занимаются уникальной деятельностью. Они учатся в процессе.

Продукт

Продукт также бывает текущим (это, как деталь на конвейере) или уникальным (как правило, это - штучное изделие, выполненное одной-двумя парами рук)

Магический треугольник проекта

Это третий характерный признак любого проекта. Магический треугольник проекта - это список вопросов, которые задаются в самом начале любого проекта:

Зачем?
  • Зачем это нужно? Кому это будет полезно (кто клиент)?
  • Кто этот банкет будет оплачивать(кто инвестор)?
  • Кто будет в дальнейшем с этим работать (функциональный персонал)?
Что?
  • Что для этого нужно (какие ресурсы)?
  • Сколько для этого нужно (в каком объёме)?
  • Когда, на каком этапе это должно быть?
Как?

Это дело обычно описывается в

  • Техническом задании
  • Технологической карте

и прочих страшных документах

Какие проекты бывают?

Все более или менее живучие проекты создаются с какой-либо целью. Все проекты также можно распределить по прожроливости.

По критериям целесообразности можно выделить две разновидности:

Проекты для развития

Ну, вот, представьте, вы, выполнив какой-то новый заказ, научились выполнять его быстрее, дешевле, лучше. Или, другой пример, вы в процессе выполнения какого-то заказа освоили новое производство, закупили новое оборудование. И так далее. Это - заказы для развития. Как правило, на них не зарабатывают

Проекты для зарабатывания денег

Вот, пришла к Вам Компания и говорит: "Салават, вот мы тут тендер выиграли, пирог отхватили, но, как этим хозяйством управлять, не знаем. Помоги нам, или к нам в команду айда". Так, кстати, один мой знакомый пришёл в одно местное ОАО в качестве директора ветеринарной клиники.

Проекты имиджевые

После выполнения таких проектов к Вам чаще обращаются заказчики:"Вы с ОАО Башкирское работали? Сделайте и мне также!" Или:"Ты работалл на УМПО, Билайн, МВД и ФСИН, в твоей команде наверняка порядок, каждый в команде знает, что надо делать - возьми меня к себе, а!"

Также проекты можно распределить по прожорливости

Малоёмкие, Среднеёмкие и Высокоёмкие

 

Пример: Проект, который требует мало времени, дешёвый, не требует много людей, высоких технологий, да и заниматься им лениво — это малоёмкий проект. А вот проект, в котором затраты не трагичны, но довольно таки ощутимы — это среднеёмкий проект. Дорогой, долгий, требующий много сил, денежных вливаний проект — высокоёмкий.

Итак, здесь мы разобрали, является ли сайт "Своей Головой" проектом (пока сложно сказать), мы знаем, что ожидаемый результат сайта "Своей Головой" - это зарабатывание опыта, рост и развитие мощностей блога, также - имиджевая составляющая.

В формах внизу я буду особенно благодарен увидеть Ваши соображения о Ваших проектах и текущей деятельности, об уникальности Вашего продукта, о ёмкости вашего проекта. Вашим друзьям наша с вами дискуссия также будет интересна.

Posted in Управление проектами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *